Как быстро научиться водить машину с нуля: инструкция для начинающих
Человек, который раньше управлял разве что велосипедом, сев на водительское место в автомобиле поневоле теряется. Объяснения инструктора зачастую непонятны, сосредоточиться невозможно, страх вождения у многих зашкаливает. На самом же деле управлять автомобилем несложно, этому может научиться практически каждый. Мы составили подробную инструкцию как научиться водить машину с нуля, самостоятельно разобраться в нюансах вождения автомобиля, чтобы уверено чувствовать себя на дороге.
Что необходимо знать для вождения машины
Первое, о чем нужно знать, садясь за руль — автомобиль является предметом повышенной опасности. Причем не только для вас, но и для других участников дорожного движения. Поэтому нужно быть внимательным, следить за ситуацией вокруг машины и по возможности быть готовым принимать необходимые меры.
Чтобы не бояться водить машину новичку также необходимо знать:
- правила дорожного движения;
- азы безопасного управления транспортным средством;
- общее представление об устройстве автомобиля;
- расположение и функции органов управления;
- способы исправления простых неисправностей (прибавляет уверенности в себе).
Почти всему из этого перечня учат в хорошей автошколе, так что ученику остается лишь посещать занятия и быть внимательным к теории и практике. Большинство людей после обучения прекрасно водят машину даже в условиях большого города. Но мы пошагово расскажем, как овладеть навыками вождения автомобиля, как преодолеть страх и вести себя на дороге и мужчине и женщине.
Что нужно проверить перед выездом
Первое, что нужно проверить перед выездом в город — наличие с собой водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Даже опытные водители часто забывают эти документы дома, из-за чего при остановке сотрудником ГИБДД случается конфуз.
Осматривая автомобиль нужно проверить:
- Тормоза;
- Габаритные огни;
- Фары, задние огни;
- Рулевое управление;
- Стеклоочиститель со стороны водителя.
По российским законам езда запрещена даже до места ремонта, если эти элементы неисправны. Нелишним будет проверить уровень масла в двигателе, уровень охлаждающей жидкости, уровень омывающей жидкости. Также проверяют давление в шинах, особенно перед дальней дорогой.
Что важно понимать, когда садишься за руль авто на механике
Когда садишься за руль в автомобиль, оснащенный механической КПП, то нужно знать, что один из важнейших элементов управления тут педаль сцепления. На уроках по вождению уже на первых занятиях обучают как трогаться с места на механике — новички не чувствуют машину, потому неправильно включают сцепление, и машина глохнет.
Расположение педалей в автомобиле с механической коробкой (слева направо):
- сцепление (при нажатии выключено);
- тормоз;
- газ.
При такой компоновке левая нога выжимает только сцепление, правая работает с газом и тормозом. Эти педали очень чувствительны, малейшее прикосновение повышает скорость или, наоборот, останавливает машину. Потому нажимают на них осторожно. Сцепление, наоборот, выжимают сразу до упора.
Самая большая ошибка, которая может привести к серьезному ДТП — нажатие на педаль тормоза левой ногой, которая «привыкла» давить сильно.
Теория вождения автомобиля для начинающих
Начинающему водителю желательно найти специальную литературу и изучить устройство автомобиля в общих чертах. Если понимать, как работает сцепление и тормоз, зачем нужны передачи, как крутящий момент передается от двигателя на колеса, можно научиться управлять автомобилем гораздо быстрее. Важно иметь и теоретические знания по основам управления. Поговорим о них подробнее.
Как заводить машину на механике
Перед каждым запуском двигателя нужно проверить положение рычага КПП. Он должен находиться в нейтральном положении. Иногда передача может быть включенной, так водители удерживают машину на стоянке, если включить стояночный тормоз невозможно. Если завести автомобиль с включенной передачей, будет резкий рывок, который может привести к аварии.
Если рычаг в нейтральном положении, можно заводить машину. Нужно соблюдать следующую последовательность действий:
- Выжать педаль сцепления.
- Провернуть ключ в замке зажигания до включения стартера.
- Как только двигатель начал работать, ключ отпустить, он вернется в предыдущее положение сам.
Исправные автомобили с инжекторным двигателем проблем с запуском не имеют: состав горючей смеси у них регулируется программой. У транспорта с ДВС карбюраторного типа при запуске холодного двигателя могут быть проблемы. В этом случае горючую смесь нужно обогатить вручную, потянув рукоятку воздушной заслонки (в народе «подсос») на себя. Двигатель запускается в таком же порядке, но, как только обороты начнут повышаться, рукоять медленно толкают от себя, добиваясь устойчивой работы двигателя и значения на тахометре около 1500 об/мин.
Как правильно трогаться с места на авто с МКП
Для отработки старта с места вам потребуется площадка, желательно не маленькая, чтобы была возможность остановить автомобиль. В идеале стороны территории должны быть 30х30 м, такой площади достаточно для безопасного обучения.
Перед началом упражнения порепетируйте торможение. Для этого, не запуская двигателя, левой ногой выжмите сцепление, правой нажмите на педаль тормоза. Доведите действие до автоматизма, вам нужно уметь быстро остановиться.
Перед началом занятий автомобиль должен стоять на площадке, перед капотом должно быть примерно 10-20 метров свободного пространства. Теперь можно учиться трогаться с места. Алгоритм действий будет следующим:
- Проверьте, чтобы рычаг КПП был в нейтральном положении, а рычаг «ручника» был поднят вверх.
- Запустите двигатель, левой ногой выжмите сцепление и включите первую передачу.
- Опустите рычаг ручника вниз. На приборной панели современного автомобиля при этом погаснет соответствующий индикатор.
- Слегка нажмите педаль газа. Обороты при этом поднимутся, станут отчетливо слышны.
- Начинайте понемногу отпускать педаль сцепления, прислушиваясь к звуку двигателя. Включение сцепления незамеченным не пройдет: звук двигателя станет тише, автомобиль начнет слегка дрожать и медленно трогаться с места. Постарайтесь запомнить положение ноги в этот момент.
- Как только автомобиль проедет 1-2 метра, медленно отпустите педаль сцепления и уберите с нее ногу. Исправный автомобиль при этом будет двигаться даже без добавления оборотов.
- Проехав небольшое расстояние левой ногой выжмите педаль сцепления, а правой нажмите на педаль тормоза.
- После остановки машины переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, уберите уберите ногу с педали сцепления и затяните ручной стояночный тормоз.
- Теперь педаль тормоза можно отпустить и заглушить двигатель.
Сейчас самое время успокоиться, проанализировать возможные ошибки, спросить мнения опытного водителя (он должен быть рядом). Затем можно снова повторять упражнения до тех пор, пока автомобиль не начнет трогаться с места плавно, а ДВС не будет глохнуть.
Многие не знают, как правильно отпускать сцепление, чтобы машина не дергалась, а инструктора могут этот момент упустить. Тут все просто: нужно понемногу отпускать педаль до тех пор, пока машина не начнет медленно двигаться (можно немного нажать на акселератор, чтобы поднять обороты). Автомобиль начал движение — зафиксируйте ногу в достигнутом положении и постарайтесь его запомнить. Теперь можно плавно отпустить педаль — машина дергаться не будет.
Как правильно тормозить
У большинства современных автомобилей педаль тормоза очень чувствительная — малейшее нажатие на нее ногой приводит к торможению. Новички часто допускают одинаковую ошибку: резко нажимают на педаль, в результате чего возникает малоприятный «кивок» вперед. Также неправильное торможение может привести к остановке двигателя.
Правильно торможение на механике выполнять в следующей последовательности:
- Левой ногой выжать педаль сцепления до упора.
- Поставить правую ногу на педаль тормоза и постепенно увеличивать давление.
- После остановки перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
- Отпустить педаль сцепления, поднять рукоять ручного тормоза.
- Убрать ногу с педали тормоза.
Отрабатывать торможение лучше на большой площадке или на пустынной дороге. Хороший вариант — определить для себя ориентир (знак, дерево, камень) и постараться остановиться рядом с ним.
При экстренном торможении сцепление лучше не выжимать, так можно быстрее остановить автомобиль. Если машина не оснащена ABS, нельзя допустить блокировки колес, для этого жмут на тормоз до тех пор, пока не почувствуют, что колеса заблокировались, затем педаль отпускают и снова нажимают. Напротив, если машина оснащена ABS, то на педаль нажимают до упора — система сама остановит автомобиль правильно, не допуская движения юзом.
Как переключать передачи на механике
Переключать передачи не так сложно, как кажется со стороны. Главное, уметь работать со сцеплением и знать, когда включать нужную передачу, а порядок их включения можно подсмотреть на рукояти рычага.
Момент переключения на повышенную или пониженную передачу можно определить по трем моментам:
- по звуку двигателя.
- по скорости на спидометре;
- по оборотам на тахометре.
Первый способ самый надежный, но требует от водителя знания своего автомобиля, а потому новичкам не доступен.
Переключают передачи на авто с МКПП всегда при нажатой педали сцепления. Нарушение этого правила приводит к серьезной поломке автомобиля.
Многие не знают, на каких оборотах переключать передачи при езде. Единого мнения по этому вопросу нет, большинство профессиональных водителей считают оптимальным значение 2300-2500 об/мин. Начинающим проще ориентироваться на скоростной диапазон (см. таблицу).
Передача | Скорость (км/ч) |
I | 0-20 |
II | 20-40 |
III | 40-60 |
IV | 60-80 |
V | >80 |
На первой передаче автомобиль трогается с места и почти сразу можно переключаться на вторую передачу.
Отрабатывать переключение передач можно по следующему алгоритму:
- Завести двигатель, плавно тронуться с места, проехать несколько метров.
- Быстро и плавно нажать на педаль сцепления, одновременно приподняв ногу на педали газа.
- Не отпуская педали сцепления включить вторую передачу.
- Плавно отпустить сцепление.
- Немного нажать на педаль газа.
Постепенно нужно совершенствовать навыки, чтобы 4 и 5 пункты делать одновременно. Таким способом можно разогнать автомобиль до любой скорости, последовательно переключая передачи по возрастающей. Важно, чтобы нижняя граница скорости, указанная в таблице, соответствовала передаче.
При торможении или снижении скорости передачи переключаются в обратном порядке, но соблюдать их очередность необязательно. Например, двигаясь со скоростью 60 км/ч и увидев впереди тихоходное транспортное средство, можно выжать сцепление, притормозить до скорости 20 км/ч, включить вторую передачу и плавно отпустить педаль сцепления.
Как двигаться задним ходом
Чтобы начать движение задним ходом, нужно включить соответствующую передачу. На разных автомобилях она включается по-разному, этот момент лучше уточнить у хозяина транспортного средства. Также нужно понимать, что для заднего хода передача всего одна. Это означает, что на ней можно автомобиль разогнать быстро и до большой скорости, потому двигаться нужно с осторожностью.
Алгоритм выполнения упражнения по приобретению навыков движения задним ходом:
- Выжать сцепление, запустить двигатель.
- Включить заднюю передачу не бросая педали сцепления, опустить рычаг стояночного тормоза.
- Немного нажать на педаль газа, а сцепление плавно и постепенно отпустить. В результате автомобиль начнет движение назад.
На современных исправных автомобилях, для движении задним ходом на ровной площадке можно постепенно отпускать педаль сцепления не добавляя оборотов. При движении на горку, лучше немного добавить газу. Регулировать скорость можно как педалью тормоза, приостанавливая машину, так и сцеплением, выжимая его (автомобиль при этом замедлится, особенно если двигался с малой скоростью).
Что касается контроля за направлением движения, тут есть два способа: по зеркалам и обернувшись. Первый вариант сложнее, но безопаснее. Нужно иметь хорошее пространственное мышление, оценивать расстояние до предметов и чувствовать габариты, однако можно контролировать ситуацию со всех сторон автомобиля, в том числе и спереди. Если обернуться, то будет легче сдать назад, но часть окружающего машину пространства будет недосягаема для взора. В идеале лучше освоить оба способа.
Как правильно парковаться
Закончив любое упражнение нужно припарковать автомобиль. Сделать это нетрудно, но и тут начинающие водители допускают ошибку — не принимают мер против случайного отката. Поэтому лучше соблюдать следующую последовательность действий:
- Выбрать место для стоянки. Машина не должна мешать другим транспортным средствам и пешеходам.
- Нажать педаль сцепления, затем педаль тормоза.
- Перевести рычаг КПП в нейтральное положение, отпустить сцепление.
- Заглушить двигатель, поставить машину на стояночный тормоз («ручник»).
- Убрать ногу с педали тормоза.
В зимнее время машину лучше ставить не на ручник, а на скорость, например, на первую. Так можно быть уверенным, что автомобиль не откатится, а тормозной механизм не примерзнет и не выйдет из строя.
При парковке на склоне нужно вывернуть колеса так, чтобы при открывании они уперлись в бордюр, а если его нет — уводили автомобиль на обочину. В этом случае удастся избежать крупного ДТП.
Пользование ручником на подъеме
В жизни бывают ситуации, когда нужно остановиться на подъеме — перед железнодорожным переездом, в пробке, на эстакаде. В этом случае автомобиль ставят на стояночный тормоз и нужно уметь трогаться с места в таком положении.
Упражнение отрабатывают на автодроме, оснащенном специальным оборудованием. Есть два варианта решения задачи, оба верные.
- Остановиться перед стоп-линией, поставить автомобиль на стояночный тормоз.
- Выжать сцепление, включить первую передачу, ногу с педали сцепления не убирать.
- Медленно нажать на педаль газа до тех пор, пока обороты не поднимутся до 3000-3500 об/мин.
- Медленно отпускать сцепление до тех пор, пока машина слегка «присядет». Этот момент легко ощутить, а капот будто задирается выше.
- Зафиксировать ногу на педали сцепления, снять с ручника.
Автомобиль с МКПП при этом медленно и уверенно поднимется в горку без малейшего отката назад. Для уверенности можно немного добавить оборотов. Важно не расслабиться и не отпустить сцепления, иначе двигатель заглохнет.
- Остановиться возле стоп-линии, поставить машину на ручной тормоз.
- Выжать сцепление, включить первую передачу.
- Постепенно отпускать педаль сцепления до тех пор, пока не возникнет ощущение, что автомобиль вот-вот двинется с места..
- Добавить газу до 1500 об/мин и сняться с ручника.
- Автомобиль медленно поднимется в гору.
В горку можно тронуться и без ручника, но такой подход требует от водителя быстрой реакции и чувства педалей. Новичку лучше пользоваться ручником.
Тренировка аварийной маневренности
В обычных автошколах дают азы: учат спокойной езде в спокойной обстановке. На практике же дорога полна неожиданностей: может лопнуть колесо, выскочить в лоб лихач, подвернуться участок с гололедом. Потому не обойтись без тренировок аварийной маневренности. Есть специальные курсы, на которых инструктируют водители-профессионалы, но кое-чему можно научиться и бесплатно.
Потребуется исправный автомобиль, достаточно большая площадка или широкая и пустынная дорога. Не лишним будет и помощник, лучше опытный водитель. Отрабатывать можно следующие упражнения:
- Экстренное торможение. Разогнаться до 40 км/ч и резко затормозить. Заметить, как ведет себя автомобиль, каков тормозной и остановочный путь. Выполнить это же упражнение на сухой и мокрой дороге, а также при скорости 60 и 70 км/ч.
- Объезд неожиданного препятствия. Попросить помощника, чтобы он выкатывал покрышки перед вашим автомобилем, а самому разогнаться до 40 км/ч и в последний момент постараться объехать препятствие не прибегая к торможению.
- Выход из заноса. Можно выполнять на скользком покрытии. Разогнаться до 40 км/ч, резко затормозить, слегка вывернув руль влево или вправо. Постараться удержать автомобиль на желаемой траектории.
Выполняя тренировки старайтесь зафиксировать памяти свои действия и поведение машины. В дальнейшем это поможет вам избежать аварийной ситуации.
Как бороться со страхом вождения
Страх вождения присутствует у многих начинающих водителей как во время обучения, так и при первых самостоятельных поездках. Люди боятся потерять контроль над транспортным средством, неожиданных ситуаций, неадекватных водителей. В ответственный момент такие водители могут растеряться, допустить ошибку, после чего убеждаются в обоснованности страхов. В особо тяжелых случаях человек забрасывает удостоверение подальше и ездит на маршрутке.
Рекомендуем ознакомится с советами, как сдать экзамен в ГИБДД без волнения, они очень пригодятся начинающему водителю.
Легкий страх совершенно нормален и даже полезен: он вынуждает сосредоточиться. Хуже, когда страх парализует и мысли, и движения. Чтобы не было страшно, нужно:
- Добросовестно посещать занятия. Страх уходит, когда имеются навыки вождения, включая маневрирование, а также когда не нужно мучительно вспоминать значения знаков и очередность проезда перекрестков.
- Не скупиться на хорошего инструктора. Грубый или нервный учитель навсегда отобьет желание ездить за рулем, а грамотный и обходительный поможет полюбить автомобиль.
- Не ждать угрозы со стороны других водителей. На дороге больше адекватных автомобилистов, чем может показаться на первый взгляд.
- Не смотреть ролики о ДТП, не вникать в статистику аварий, избегать любого негатива по этой теме.
- В тяжелых случаях обратиться к психологу. который поможет разобраться в себе.
Если есть возможность — осваивать вождение по городу нужно на тихих улицах и небольшой скорости. Желательно, чтобы в непосредственной близости не было школ и детских садов: неожиданно выскочивший из-за куста ребенок страхов только добавит. Освоение вождения в жилой зоне тоже не лучшая идея: тут дороги узкие, а пешеходы имеют право ходить, где вздумается.
Как только добавится немного уверенности — выезжать на оживленные магистрали. Главное с этим не затягивать, иначе есть риск до конца жизни ездить на первой передаче и только за хлебом на соседнюю улицу.
Как научиться чувствовать габариты автомобиля
Новички, впервые сев за руль, габариты совершенно не чувствуют. Им трудно парковаться даже передним ходом, они не могут держать необходимый боковой интервал, невольно вытягивают шею, стараясь заглянуть за капот или за крыло. И все как один желают найти волшебный способ, который поможет мгновенно ощутить габариты.
Увы, это понимание легко не дается, а приобретается с практикой. У кого-то на ощущение габаритов уходит несколько месяцев, другим нужны годы. Немного помогут следующие хитрости:
- Попросите опытного водителя поставить ваш автомобиль параллельно бордюру или прямой линии на парковке. Сядьте за руль и на нижней части лобового стекле отметьте маркером место, через которое «проходит» линия или бордюр. Теперь можно в сложных ситуациях посматривать на отметку: место на дороге, на которое она «указывает», вы скоро проедете правым бортом.
- Где пройдет левой колесо, узнать проще. Поставьте левую ногой на специальную площадку (она слева от педали сцепления). Там и находится левое колесо вашей машины.
- При движении задним ходом можно настроить боковые зеркала так, чтобы было видно часть заднего колеса и дорогу, тогда парковаться будет легче. Но не забывайте контролировать ситуацию с помощью центрального зеркала заднего вида.
Полезны и некоторые упражнения, которые лучше выполнять на ровной площадке. Положите на землю пластмассовую бутылку или банку и постарайтесь проехать по ней левым, затем правым колесом. Не останавливайтесь, пока не сможете это сделать несколько раз подряд и с разной скоростью.
Другой вариант — воткнуть в землю палку и подъехать так, чтобы дотронуться до нее передним или задним бампером, но не наклонить и не завалить. Приезжайте к палке с разной скоростью и с разного расстояния и пытайтесь остановиться, не задев ее. Этот способ хорошо развивает чувство габаритов спереди и сзади.
Первый выезд в город после получения прав
Новички всегда с большим переживанием ждут выезда в город после получения прав. До этого в пассажирском кресле сидел опытный инструктор, всегда готовый подстраховать, а если необходимо — остановить машину. Теперь же придется надеяться лишь на себя, плюс нести ответственность за пассажиров.
Чтобы первая поездка не превратилась в пытку, воспользуйтесь советами для начинающих.
- Не бойтесь задавать вопросы продавцу: автомобили имеют свои особенности, расположение органов управления зависит от марки, вы много чего можете не знать.
- Не показывайте другим, как можете лихо мчаться: выехав на машине первый раз, вы не знаете, как быстро она может остановиться и как себя ведет в движении. Покатайтесь какое-то время неспеша, размеренно, подмечая реакцию транспорта на ваши действия.
- Если возможно, избегайте в первый день оживленных магистралей.
- Не забывайте смотреть в зеркала заднего вида, особенно перед началом маневрирования.
- Старайтесь не включать магнитолу. Вопреки всем советам новичка музыка не успокаивает, а отвлекает.
Запомните: теперь для вас самые опасные участники движения не автомобили, как было раньше, а пешеходы и велосипедисты. Они появляются перед машиной неожиданно, ведут себя непредсказуемо, многие из них о ПДД слышали только в школе и лишь краем уха. При приближении к пешеходному переходу сбрасывайте скорость, а лучше сразу поставьте ногу на педаль тормоза (но не нажимайте на нее). Так, в случае неожиданного появления пешехода или велосипедиста, вы сможете выиграть доли секунд, а значит и драгоценные метры тормозного пути.
Мой опыт первой езды после автошколы
Пока писал статью, несколько раз мысленно переносился в свой первый день за рулем. Вот, захлопываю за собой дверь, включаю зажигание, по привычке смотрю вправо — пассажирское кресло пустое, инструктора нет. Как назло, в этот день нужно было объехать половину города, посетить несколько магазинов, учреждений и рынок.
Первый день было реально страшно, я будто отработал все упражнения по вождению:
- проезжал по самым оживленным улицам;
- останавливался и трогался на светофорах, в том числе налево;
- ехал в плотном городском потоке, притормаживая через каждые несколько метров;
- развернулся на перекрестке;
- парковался.
Кроме того мне предстояла поездка в свой поселок, а это 20 км по трассе с поворотом на оживленном нерегулируемом перекрестке налево. Пока доехал домой, сошло семь потов, закончилась бутылка минералки, ноги подгибались в коленях и обратно за руль не особо хотелось. На другой день было легче. Через неделю уже ездил относительно спокойно.
Сейчас оглядываюсь назад и улыбаюсь. Ездил и ночью, и днем. В снег, в гололед, в туман и в дождь. По месту и в соседние города. Оказалось, что все не все так страшно, как представлялось. Агрессивных и озлобленных водителей почти не встречал. Наоборот — многие, увидев знак начинающего водителя на заднем стекле, стараются войти в положение и простить излишнюю медлительность. Сигналом меня подгоняли лишь однажды.
Сев за руль, вы посмотрите на жизнь с другого ракурса. Вы забудете о том, как замерзали на остановках в ожидании автобуса, как шлепали по лужами и размокшему снегу, как изнывали от жары и мокли под дождем. Вы будете за минуты или часы покрывать большие расстояния, при этом не зависеть от прихоти водителя или маршрутного расписания. Это каждый раз удивительно и прекрасно. Поверьте мне, стоит перебороть неуверенность, страхи и пойти учиться в автошколу либо выехать первый раз в город самостоятельно.
Как правильно водить машину с механической коробкой передач
Как научиться ездить на механической КПП: Все пункты, от А до Я
Рассмотрим самые правильные варианты обучения езды с механической КПП
Сегодня мы хотим рассказать вам друзья о том, как можно быстро научиться ездить на машине с ручной коробкой передач (или с механической или со стандартной коробками передач). Изучив подробно наше руководство вы легко сможете завести машину с такой коробкой, заставить ее плавно трогаться с места и далее ехать на ней, а еще без особых проблем на ходу переключаться между скоростями. Не отчаивайтесь, если у вас сразу не получится. У нас в редакции многие тоже не сразу привыкли к ручной коробке, но поверьте нам, это того стоит!
Прежде всего практика, практика и еще раз практика! Удачи всем господа!
В конце нашей статьи вы найдете для себя самые часто задаваемые вопросы о ручной коробке передач и основные советы по ней, как ездить на такой механике.
Механика для новичков.
Семь шагов к первой поездке на механике.
Как я учился ездить на машине с механической коробкой передач
Я всегда мечтал научиться ездить на машине с механической коробкой передач, так как мне казалось, что это круто. Когда в 2012 году у меня появился первый автомобиль с ручной коробкой передач, я с нетерпением ожидал того момента, когда смогу сесть за руль своего первого автомобиля. Я почитал и ознакомился с кое-какими инструкциями и подумал, что научиться ездить будет не так сложно. Как же я друзья ошибался. Моей машиной с двигателем Coyote мощностью 412 л. с. и крутящим моментом 390 Нм было трудно управлять. Я уходил на машине то влево, то вправо.
Моя проблема заключалась именно в том, что все прочитаные мной инструкции, которые я нашел в Интернете, учили меня «медленно и плавно опускать сцепление». Я так и делал по инструкции, но машину все-равно трясло. В конце концов я понял свою ошибку, не нужно было жать на газ чтобы машина поехала. В зависимости от скорости на холостых оборотах, а именно когда вы не жмете на педаль газа, нужно всего-навсего немного отпустить сцепление и машина сама поедет.
Я немного поиграл и попрактиковался не двигаясь со сцеплением и почувствовал тот самый так называемый момент схвата, то есть, когда машина начинает двигаться, а сцепление в этот момент просит прибавить еще газа. В этот как-раз момент вы чувствуете небольшое сопротивление и вибрацию от педали сцепления; машина начинает просить еще газа, чтобы ей двигаться дальше, чтобы я полностью отпустил сцепление. Когда я попробовал и испытал этот новый метод трогания с места, я смог завести машину очень плавно тронуться. Плохо, что никто раньше мне не рассказал об этом.
Настройте зеркала
Настройте боковые зеркала и зеркало заднего вида так, чтобы вы могли в них видеть, что происходит сзади вас и по сторонам. Убедитесь, что вы находитесь в таком месте, где никого нет и впереди вас достаточно дороги, чтобы вы могли развить на машине разную скорость, но при этом ни в кого не врезаться.
Изучите коробку передач
Когда двигатель еще не заведен, подвигайте рычагом коробки переключения передач. Скорости на рычаге расположены в форме буквы «H». Однако обратный ход в коробке будет располагаться в разных рычагах по-разному. В данном случае такой обратный ход — это вправо и вниз.
Изучаем педали
Дальняя левая вроде бы как педаль— это совсем не педаль, это то место, куда можно поставить ногу во время движения. Педаль сцепления — вторая слева. Далее идут педаль тормоза и дальняя справа — педаль газа.
Как завести машину на нейтральной передаче
Чтобы завести машину, рычаг в коробке передач должен стоять на нейтральной скорости (горизонтальная часть рычага), а педаль сцепления нужно постоянно держать нажатой (выжатой). Это для того, чтобы убедиться, что вы точно стоите на нейтралке (покачайте немного рычаг).
И так, чтобы завести машину нажмите на педаль сцепления, удерживайте ее нажатой и поверните ключ в замке зажигания. Прежде чем отпустить сцепление убедитесь для себя, что машина находится в нейтрале. Нейтральная передача в коробке отмечена прямо на рычаге горизонтальной линией. Вы можете спокойно проверить, включена ли у вас в этот момент нейтральная передача. Для этого надо слегка покачать рычаг влево и вправо. Если рычаг движется, значит вы находитесь на нейтралке.
Ну вот, теперь двигатель заведен, вы пока сидите, ничего не делаете и никуда не едете, что не так уж и плохо для начала.
Переключение на первую скорость
Удерживайте сцепление и переключите рычаг на первую скорость. Обычно это движение налево и вверх от себя.
Теперь далее, удерживая педаль сцепления переключите рычаг коробки на первую скорость, то есть налево и от себя.
Только не бросайте сцепление, иначе машина заглохнет! Не волнуйтесь друзья, со временем вы этому обязательно научитесь!
Ручной тормоз
У некоторых автомобилей имеется кнопка ручного тормоза, или стояночного тормоза, или тормозного управления (см. выше). У многих других машин есть рычаг с кнопкой-фиксатором.
Итак, машина едет. Теперь вам нужно убедиться, что ручной тормоз отключен. Так как вы едете по ровной дороге, то ваша машина никуда не укатится, пока вы в это время думаете, что вам делать дальше.
Отпускаем сцепление и даем газу
Отпустите сцепление пока не почувствуете, что машина начала немного двигаться вперед. Нажмите на педаль газа пока тахометр на шкале приборов не покажет 1 000 — 2 000 оборотов в минуту.
Когда вы едете на первой скорости, то начинайте медленно и постепенно отпускать сцепление пока не почувствуете, что машина начала по-прежнему двигаться дальше. Это самое сложное господа!
Вы должны научиться чувствовать этот самый момент схвата, когда машина начинает немного вибрировать. Тренируйтесь, пока не сможете автоматически чувствовать этот момент, тогда благодаря этому вам будет проще научиться ездить на механике.
Не спеша, постепенно прибавляйте газу, нажимая на соответствующую педаль газа. Нажатие на педаль газа должно быть достаточное, чтобы стрелка тахометра остановилась между 1 (единицей) и 2(двойкой), то есть между 1000 и 2000 оборотами в минуту. Если вы дадите слишком мало газа, то машина у вас заглохнет. Если газа будет слишком много, то вы начнете в этот момент сжигать сцепление. У водителей-новичков это часто случается, однако, надо помнить друзья, если так происходит постоянно, то со временем сцепление в машине может износиться.
Отпустите сцепление после включения передачи
Когда вы уже прибавили немного газа, то старайтесь не торопиться полностью отпускать сцепление. Отпустите его в тот момент, когда почувствуете, что следующая скорость включилась. Вы сможете это понять по небольшой вибрации, которую ощутите в ногах и которая идет непосредственно от педали сцепления. Когда этот момент наступит, то можно полностью отпускать сцепление и спокойно продолжать ехать дальше, как на машине с автоматической коробкой передач.
Поздравляю господа! Вы завели машину с ручной коробкой передач! С моей стороны мне не было проще научиться ездить на машине с механической коробкой, когда я узнал о том моменте схвата и как его можно почувствовать. Я уверен, что это самый простой способ научиться водить машину с механической коробкой передач.
Видео: как ездить на машине с механикой
В этом видео вы друзья увидите, с какими частями в машине вам нужно обязательно познакомиться, как отпускать педаль сцепления и как нажимать на педаль газа.
Чтобы переключиться с первой на вторую скорость необходимо нажать на сцепление и потянуть рычаг вниз к себе. А чтобы переключиться на третью скорость надо опять нажать на педаль сцепления и потянуть рычаг переключений вверх и вправо.
Как переключиться на самую большую скорость? Это почти тоже самое, что и завести машину, только намного проще.
Предположим господа, что вы едете на первой скорости и собираетесь переключиться на вторую скорость. Вот ваши действия:
Переход от второй к третьей, а затем к четвертой передаче осуществляется точно так же, и даже еще проще. Чтобы этот переход был абсолютно плавным, вам придется научиться хорошо балансировать сцеплением и газом. Но все это друзья приходит естественно с практикой.
Переход на повышающую передачу, когда двигатель достигает 2.500 тыс. обмин
Чтобы перейти от первой передачи ко второй и выше, надо следить за показаниями тахометра. Когда стрелка указывает на 2500 — 3000 обмин, то двигатель автомобиля готов к переходу на более высокую передачу.
Как узнать, когда можно переключать передачу? Тут нужно смотреть либо на число оборотов в минуту, либо на скорость с который вы движетесь. Обычно переключение передачи происходит при 2500 — 3000 обмин.
Что касается скорости и переключения передачи, то здесь все зависит от автомобиля, поэтому изучите инструкцию к своей машине. Вообще для повышения передачи скорость не так важна, как она важна для понижения.
Со временем вы друзья научитесь понимать по звуку самого двигателя и по общему поведению машины на дороге, когда можно переключать ту или иную передачу.
Самые часто задаваемые вопросы о механической коробке передач.
Как завести машину с механикой?
Как ездить на машине с ручной коробкой передач?
У меня заглохла машина. Что делать?
Во-первых, прежде всего надо успокоиться. С вашей машиной все в порядке и вы ничего не сломали. Просто заново нажмите на педаль сцепления и поверните ключ зажигания. Машина у вас снова заведется. Только убедитесь предварительно для себя, что рычаг переключений находится в нейтрале и снова выполните те же самые действия.
Почему машина заглохла? Вы перевели рычаг в первую передачу но не дали достаточно газа для движения машины. Машина хотела поехать, но ей не хватило газа и она заглохла.
Как остановить машину с ручной коробкой передач?
Не нужно нажимать на педаль сцепления каждый раз, когда вы нажимаете на педаль тормоза чтобы остановить машину. Но если вам необходимо полностью остановиться на знаке или на светофоре, то нажать на педаль сцепления, когда машина уже практически полностью прекратила движение необходимо, в этот момент переведите рычаг КПП в нейтрал иначе ваша машина заглохнет.
Как дать обратный ход?
Зачем ездить на машине с ручной КПП?
И так, каковы преимущества ручной трансмиссии?
3. Езда на механике сначала может показаться сложной, но уже через пару недель это станет для вас вашей второй натурой.
Как ездить на механике
Машина может быть выпущена как с механической трансмиссией, так и с автоматической. Только в первом случае ее стоимость будет гораздо ниже, чем во втором. Но при управлении автомобилем с МКПП требуется гораздо больше усилий и навыков.
Спортивные автомобили оснащены практически в 90% случаев механическими коробками передач, которые позволяют более точно управлять автомобилем, его скоростью. Также машины с коробкой передачи типа механика не тратят столько топлива, сколько потребляют на автоматическом управлении. Еще одним преимуществом можно считать более низкую стоимость ремонта механической коробки передачи, нежели аналогичной. Заключительным превосходством можно считать подверженность, безопасность машин на механике управлению в зимний период времени.
Начинающие водители, задаются вопросом, как научиться ездить на механике, и ниже будут даны основные ответы в форме шагов процесса изучения особенностей движения на механической коробке передач.
Автомобили с МКПП требуют от водителя самостоятельного переключения передач, на основе конкретных скоростей. Коробки передач, в основном, бывают 5 или 4 ступенчатые с задней передачей. Автомобили могут различаться порядком и техникой включения передач.
При переключении передач необходимо помнить несколько моментов. Во-первых, поменять передачу можно только с выжатым до конца сцеплением, лишь тогда коробка поддается на изменения рычага. Во-вторых, нейтральная передача свидетельствует о том, что на колеса не передается крутящий момент от двигателя. То есть машина запущена, но при нажатии газа она не поедет. Из нейтральной передачи можно включить любую другую.
В-третьих, вторая передача может использоваться как стартовая при спуске с возвышенности, первая рассчитана исключительно для начала движения. В-четвертых, на задней передаче можно разогнаться быстрее, чем на первой передаче, но для долгого использования она не предназначена. В-пятых, выжим педали газа на всех передачах позволяет ощутить весь крутящий момент двигателя, то есть водитель ощущает всю мощность автомобиля и получает от вождения непередаваемые эмоции и драйв.
Перед началом езды на автомобиле с МКПП следует выучить, где и какая передача расположены, как их надо переключать. Это знание спасет от неловких ситуаций во время движения в потоке машин на дороге. Лучшим вариантом будет закрепление знаний обо всех передачах на участке дороги или специальной площадке, где не будет других автомобилей. Важно помнить, что только выжатое сцепление позволяет переключить ступень.
Для переключения необходимо освоить также скоростные диапазоны каждой ступени. Начинающему водителю следует учиться у опытных водителей, наблюдать за их действиями во время движения. После начала практики большинство действий будет происходить автоматически, пропадет контроль над каждым действием. Но в начале пути все маневры будут осуществляться медленно, пока не выработается автоматизм.
Важно понимать, когда движение автомобиля требует переключения скоростей. Обычно двигатель сам дает понять, что ему не хватает мощности по характерным звукам или же наоборот, сигнализирует, что передача включена повышенная. То есть нужно понимать, как работает двигатель, и какие его звуки характеризуют неверный выбор передачи. Если двигатель дает малые обороты и не набирает скорость, следует включить передачу ниже. Если слишком высокие обороты, то надо переключить на повышенную передачу.
Также можно ориентироваться по тахометру (переключение после достижения отметки в 3000 оборотов) и по спидометру (каждая ступень – определенная скорость, для каждого автомобиля это индивидуальные диапазоны). Общей рекомендацией является переключение коробки через каждые 25 км/час.
Чтобы запустить двигатель, необходимо проверить нейтральное положение коробки передач, выжать сцепление и только потом повернуть ключ. До начала движения нужно прогреть автомобиль до рабочей температуры.
Если во время запуска двигателя, в автомобиле включена передача, то он может совершить неконтролируемое движение, что может послужить причиной дорожно-транспортного происшествия.
Благодаря сцеплению обеспечивается плавность движения автомобиля во время переключения скоростей передачи. Оно должно всегда выжиматься до конца, потому что в противном случае последует треск, который может повлиять на состояние работоспособности всей коробки передач. Для удобства управления автомобилем нужно запомнить, что левая нога контролирует сцепление, а правая нога отвечает за педали газа и тормоза.
При нажатии сцепления нужно соблюдать плавность при его отпускании, то есть все должно происходить как можно медленнее.
Специалисты не рекомендуют держать включенным сцепление более 2 секунд, при движении в пробке для сохранения работоспособности следует использовать нейтральную передачу.
Проблема в работе со сцеплением прослеживается у всех новых водителей. Но при достаточном опыте вырабатывается правильный навык. Стоит только прислушиваться к своему автомобилю.
Все действия должны осуществляться координированно и слаженно. Идеальным вариантом начала движения с места и разгон до второй скорости будет следующий алгоритм действий:
Процесс переключения передачи на низкую называется дауншифтингом и используется при скользкой погоде для осуществления торможения. Остановка автомобиля будет безопаснее, чем при использовании педали тормоза.
Заднюю скорость нельзя включать при движении автомобиля, а также не стоит слишком сильно при ней нажимать на педаль газа.
При остановке на возвышенности автомобилю требуется непрерывное нажатие тормоза. А старт требует дополнительных усилий. Для старта следует поставить автомобиль на ручной тормоз, включить нейтральную передачу, выжать сцепление, отпустить ручник и сразу нажать на педаль газа, постепенно отпуская ручной тормоз, где-то на середине отжатия сцепления можно почувствовать момент и начать движение.
После остановки следует заглушить мотор, выжать сцепление, включить первую передачу, поставить автомобиль на ручной тормоз во избежание непроизвольного начала движения.
Только осуществление всех действий во время практических занятий позволят закрепить результат изучения теории. Практику следует проходить в специализированных школах, на индивидуальных занятиях с инструктором или с более опытным водителем. Опытный человек всегда подскажет, как и что надо делать в стрессовых ситуациях и как правильно ездить на механике.
Движение на автомобилях с МКПП требует определенной сноровки и алгоритма действий. Для успешной езды на механике следует довести все маневры до автоматизма. Не стоит бояться обязательных правил: привычка, как известно, закрепляется за 21 день. Особенным преимуществом автомобилей с механической коробкой передач является полный контроль водителем хода движения автомобиля, его скорости и маневренности. Опытные водители советуют каждому освоить езду на механике, и только после этого задумываться о смене коробки передач.
Как научиться ездить на МКПП — советы для начинающих водителей
В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.
Особенности механической коробки передач
Механическая КПП — вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.
Более простым языком назначение МКПП — регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.
Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.
Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.
Преимущества транспорта с МКПП:
К минусам МКПП следует отнести:
Предназначение передач и педалей в машине с МКПП
Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.
Предназначение педалей в автомобиле с МКПП
Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.
Перед ногами водителя расположены 3 педали:
Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.
Назначение передач
Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах — существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.
При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.
Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):
Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.
Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.
Варианты расположения скоростей
1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.
2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.
Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.
Как трогаться
Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, — начать движение.
Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:
При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.
Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:
Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.
На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:
Правильное переключение передач на повышенную и пониженную
Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).
При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.
Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.
Для перехода на пониженную ступень требуется:
Как тормозить и притормаживать на механической КПП
Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.
Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:
При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.
Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.
В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.
Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.
При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.
Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.
Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.
Как тормозить двигателем и ручником
Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.
Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.
Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.
При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.
Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:
По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.
Чего нельзя делать с МКПП
Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.
Что нельзя делать на МКПП:
При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.
Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.
https://mosavtoshkola.org/blog/kak-nauchitsya-ezdit-na-mashine/