Автоматическая коробка перемены передач

Трубки охлаждения АКПП – устройство, принцип работы и особенности

Трубки охлаждения акпп

При работе акпп (автоматической коробки передач) происходит генерация значительных тепловых нагрузок, и для предотвращения перегрева необходимо аккуратно контролировать температуру. Одним из ключевых составляющих системы охлаждения акпп являются трубки, которые обеспечивают конвекционный перенос тепла и эффективное распределение охлаждающей жидкости внутри коробки передач.

Основная функция трубок охлаждения акпп – поддерживать оптимальную температуру масла внутри коробки передач. Во время работы акпп, выделяющееся тепло быстро передается через трубки в распределительный бак или радиатор охлаждения, где происходит эффективное охлаждение. Затем охлажденное масло возвращается обратно в акпп через трубки.

Наличие доступных и исправных трубок охлаждения акпп крайне важно для правильной работы и долговечности всей системы. При повреждении или утечке трубок может возникнуть перегрев масла, что может привести к серьезным поломкам и нештатным ситуациям. Поэтому регулярная проверка и своевременная замена трубок охлаждения акпп является важным аспектом обслуживания акпп.

Качественные трубки охлаждения акпп – основа надежного охлаждения и бесперебойной работы автоматической коробки передач. Уделите должное внимание трубкам и обеспечьте оптимальные условия для вашего автомобиля!

Как работают трубки охлаждения акпп?

Трубки охлаждения акпп состоят из металлических трубок и резиновых шлангов, соединенных между собой. Жидкость поступает из радиатора охлаждения через шланги и проходит по металлическим трубкам, охлаждая акпп. Затем она возвращается обратно в радиатор.

Трубки охлаждения акпп играют роль теплообменника и обеспечивают эффективное охлаждение акпп. Когда автомобиль работает, акпп нагревается, и тепло передается в жидкость, которая циркулирует через трубки охлаждения. Теплообмен происходит благодаря разнице температур между акпп и окружающей средой.

Трубки охлаждения акпп должны быть правильно установлены и поддерживаться в хорошем состоянии, чтобы обеспечить безопасную и эффективную работу акпп. Регулярная проверка и замена изношенных или поврежденных трубок, а также поддержание правильного уровня охлаждающей жидкости, позволит избежать перегрева акпп и повреждения его компонентов.

Значимость регулярного обслуживания трубок охлаждения АКПП

Трубки охлаждения АКПП играют решающую роль в обеспечении эффективного охлаждения. Они передают охлаждающую жидкость от радиатора к АКПП и обратно. Регулярная проверка и обслуживание этих трубок имеет важное значение для поддержания нормального теплообмена и предотвращения возможных поломок.

При неправильном функционировании трубок охлаждения АКПП могут возникнуть серьезные проблемы. Перегрев и повреждение АКПП могут привести к снижению производительности и долговечности системы. Кроме того, неисправность трубок может привести к утечке охлаждающей жидкости, что может привести к серьезному повреждению двигателя.

Чтобы предотвратить такие проблемы, необходимо регулярно проверять и обслуживать трубки охлаждения АКПП. Это включает в себя проверку на наличие повреждений, трещин и утечек, а также очистку от накопившегося мусора и отложений. Рекомендуется выполнять это обслуживание в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля или согласно расписанию технического обслуживания.

Проблемы при неправильной работе трубок охлаждения АКПП

Неправильная работа системы охлаждения автоматической коробки передач (АКПП) может привести к серьезным проблемам, которые требуют немедленного вмешательства.

  • Перегрев: недостаточный охлаждающий поток может вызвать перегрев АКПП, что приводит к износу и поломке внутренних компонентов.
  • Утечка жидкости: неправильное подключение или повреждение трубок охлаждения может привести к утечке охлаждающей жидкости, что приведет к недостаточному ее охлаждению и снижению эффективности АКПП.
  • Образование отложений: недостаточное охлаждение может способствовать образованию отложений и сгустков жидкости внутри трубок охлаждения, что может препятствовать нормальному потоку охлаждающей жидкости.
  • Снижение силы тяги: при неправильной работе трубок охлаждения может происходить снижение силы тяги, так как перегрев и утечка охлаждающей жидкости могут повлиять на эффективность работы АКПП.
  • Повышенный износ: неправильная работа трубок охлаждения может приводить к повышенному износу внутренних компонентов АКПП, что требует их ремонта или замены в более раннем сроке.

Для избежания данных проблем необходимо регулярно проверять и обслуживать систему охлаждения АКПП, следить за целостностью и правильным подключением трубок охлаждения, а также поддерживать оптимальный уровень охлаждающей жидкости.

Как заменить трубки охлаждения АКПП?

Как заменить трубки охлаждения АКПП?

Шаг 1: Подготовка автомобиля. Прежде чем начать работу, убедитесь, что автомобиль находится на ровной и устойчивой поверхности. Выключите двигатель и подождите, пока он полностью остынет. Откройте капот и найдите трубки охлаждения, которые нужно заменить. Возможно, потребуется снять некоторые детали или защитные кожухи, чтобы получить доступ к трубкам.

Шаг 2: Снятие старых трубок. Осмотрите трубки на наличие повреждений или износа. Если они имеют трещины, протечки или другие повреждения, необходимо заменить их как можно скорее. Отсоедините старые трубки от системы охлаждения АКПП, аккуратно отсоединяя соединительные зажимы или крепежные элементы.

Шаг 3: Установка новых трубок. Установите новые трубки охлаждения на место с помощью соответствующих зажимов или крепежных элементов. Важно убедиться, что новые трубки надежно закреплены и не имеют никаких повреждений. При необходимости замените крепежные элементы.

Шаг 4: Проверка и дозаправка. После установки новых трубок, проверьте, нет ли у них протечек или иных проблем. Дозаправьте систему охлаждения АКПП, если это необходимо, используя рекомендуемую охлаждающую жидкость для вашей марки автомобиля.

Читать статью  Беспроблемная замена топливного насоса на Nissan Tiida — подробная инструкция с фото и пошаговыми объяснениями

Шаг 5: Завершение работ. После установки и проверки новых трубок охлаждения АКПП, убедитесь, что все детали и крепежные элементы возвращены на свои места. Закройте капот автомобиля и запустите двигатель для проверки работы системы охлаждения АКПП.

Теперь, зная процесс замены трубок охлаждения АКПП, вы можете выполнить эту задачу самостоятельно или обратиться к специалисту. В любом случае, регулярная замена и обслуживание этой системы поможет сохранить надежность и долговечность вашей АКПП.

Как подобрать и установить новые трубки охлаждения АКПП: экспертные советы

При покупке и установке новых трубок для охлаждения автоматической коробки передач (АКПП) важно учесть несколько факторов. Во-первых, необходимо правильно подобрать трубки, учитывая марку и модель вашего автомобиля. Обязательно обращайтесь к профессионалам или консультируйтесь с продавцом, чтобы выбрать оптимальный вариант.

После того, как правильно подобраны трубки, следует обратить внимание на их установку. Прежде всего, рекомендуется очистить и подготовить место для установки новых трубок. Убедитесь, что поверхность чиста от грязи, ржавчины и других загрязнений.

Затем, аккуратно установите новые трубки охлаждения АКПП, обеспечив правильное и плотное соединение с другими элементами системы охлаждения. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении этого шага, чтобы избежать повреждений трубок или утечек.

После установки, проверьте работу системы охлаждения АКПП. Убедитесь, что трубки правильно подключены и не наблюдается никаких утечек. Оптимально провести тест-драйв, чтобы убедиться в надежности системы охлаждения и отсутствия проблем.

Мировые бренды, производящие качественные трубки охлаждения АКПП

В мире существует множество производителей трубок охлаждения автоматических коробок передач (АКПП). Некоторые из них уже десятилетия устанавливают стандарты качества и надежности в данной отрасли. Ниже представлены ключевые мировые бренды, которые предлагают высококачественные трубки охлаждения АКПП.

  • B&M – американская компания, специализирующаяся на производстве высококачественных трансмиссионных компонентов и аксессуаров. Трубки охлаждения АКПП производятся из прочных материалов и имеют инновационные дизайнерские решения.
  • Mishimoto – мировой лидер в производстве систем охлаждения, включая трубки охлаждения АКПП. Бренд известен своим высоким качеством изготовления и использованием передовых технологий. Компания также предлагает широкий ассортимент моделей для различных автомобильных марок и моделей.
  • Dorman – американский бренд, предлагающий широкий ассортимент автозапчастей, включая трубки охлаждения АКПП. Компания известна своими продуктами высокого качества и надежности, а также инженерными решениями, которые обеспечивают оптимальную работу и долгий срок службы.
  • Gates – один из ведущих производителей автомобильных крепежных систем, компания также предлагает широкий ассортимент трубок охлаждения АКПП. Бренд известен своим качеством и надежностью, а также инновационными технологиями производства.
  • OEM-производители – такие автопроизводители, как ACDelco, Motorcraft и Genuine предлагают оригинальные трубки охлаждения АКПП для своих автомобилей. При выборе оригинальных запчастей можно быть уверенным в их качестве и совместимости с конкретной моделью автомобиля.

При выборе трубки охлаждения АКПП рекомендуется обратить внимание на репутацию производителя, качество материала, используемого для изготовления трубки, а также учитывать модель автомобиля и рекомендации производителя. Установка качественной трубки охлаждения АКПП обеспечит надежную работу коробки передач и продлит ее срок службы.

Related Posts:

  • Радиатор АКПП Опель – особенности выбора и замены
  • Трубки радиатора АКПП – особенности, ремонт и замена
  • Радиатор акпп – проблемы, причины и способы ремонта
  • В чем заключается роль дополнительного радиатора АКПП?
  • Радиатор масла АКПП – зачем он нужен и как его очищать
  • Радиатор охлаждения автоматической коробки передач -…

Трубка системы охлаждения акпп

No Image

Автоматические коробки используют принцип гидравлики и работают со специальными гидравлическими смазывающими жидкостями. Подвижные детали и многочисленные шестерёнки внутри коробки передач находится в постоянном движении, что неизменно приводит к росту температуры.

Содержание :

Принцип работы

Без качественного охлаждения и смазки эксплуатация автоматических коробок передач невозможна. Современные автомобили подразумевают использование двигателя и трансмиссии в максимально жёстком режиме. Именно поэтому в них используются эффективные системы охлаждения, которые позволяют одновременно смазывать и охлаждать подвижные элементы коробки передач. В качестве рабочей жидкости в автоматических коробках передач используется специальная гидравлическая среда, получившая название ATF. Так как сама коробка передач представляет собой сложный элемент, требования к рабочей жидкости возрастают в сравнении с обычными гидравлическими и механическими агрегатами. Для смазки и охлаждения используется жидкость АТФ. Качественная трансмиссионная жидкость должна не только быстро выходить на рабочую температуру, но и не терять своих свойств при экстремально высоких температурах. Именно поэтому обычные моторные масла для смазки и охлаждения двигателя использовать запрещается.

Из чего состоит система охлаждения коробки автомат

Принудительная система охлаждения акпп состоит из специального насоса, который создает давление в системе и перекачивает трансмиссионную гидравлическую жидкость от подвижных частей коробки в специальный маслоприемник. Располагается такой маслоприемник в поддоне автоматической коробки передач или же в радиаторе автомобиля, что позволяет эффективно охлаждать рабочую жидкость. За очистку трансмиссионной охлаждающей жидкости отвечает фильтр, состоящий из мелкоячеистой металлической сетки или синтетического материала. В процесс эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства, что и вынуждает проводить её замену каждые 50-60 тысяч километров пробега. Также рекомендуется проводить замену фильтрующих элементов трансмиссионной жидкости каждые 25.000 километров.

Теплообменник

Конструкция теплообменника для трансмиссионной жидкости может различаться в зависимости от конкретной модели автоматической коробки передач. В большинстве моделей теплообменник автоматической коробки передач располагается в корпусе радиатора двигателя. Подобная конструкция системы охлаждения коробки передач позволяет существенно упростить и повысить эффективность охлаждения трансмиссии. Отдельные модели используют увеличенные теплообменники, которые необходимы для обслуживания автоматических коробок передач с увеличенным количеством шестерёнок. Такие коробки передач предназначается в большей степени для мощных дизельных автомобилей, имеющих увеличенный крутящий момент.

Читать статью  Неисправности АКПП: как определить и с чего начать?

Автовладелец должен пристально следить за техническим состоянием системы охлаждения коробки передач. Загрязненный теплообменник может привести к существенному ухудшению эффективности охлаждения рабочей жидкости, а наличие загрязнений внутри корпуса теплообменника приведёт к падению давления внутри системы охлаждения. Именно поэтому рекомендуется не только производить регулярную замену смазывающей гидравлической жидкости в коробке передач, но и выполнять механическую очистку радиатора с теплообменником системы охлаждения. Последняя достаточно часто забивается грязью и пухом. Как результат эффективность охлаждения существенно уменьшается.

Проверка патрубков системы охлаждения

Не лишним будет при проведении сервисных работ проверить состояние патрубков системы охлаждения коробки передач. В процессе эксплуатации автомобиля такие патрубки могут терять свою эластичность и покрываться слоем отложений. Рекомендуется заменять патрубки системы охлаждения автоматических трансмиссий спустя 100 – 150 тысяч километров пробега. Тем самым вы сможете защитить себя от подтёков охлаждающей трансмиссионной жидкости, которые могут возникать при нарушении герметичности магистрали системы охлаждения.

Засорение теплообменника

При засорении теплообменника могут появляться остальные проблемы с работой гидротрансформатора. Появляется это в проблемах с переключением передач. Отмечается частичная или же полная блокировка работы гидротрансформатора. В данном случае автомобиль при смене режимов работы коробки передач управляющая автоматика будет глушить двигатель. В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в охлаждающей жидкости скапливаются продукты износа, что в свою очередь может привести к заклиниванию клапана магистрали охлаждения. В данном случае риск выхода из строя автоматической коробки передач по причине перегрева возрастает. Именно поэтому необходимо следить за состоянием клапана и качеством охлаждающей жидкости.

Читайте также: Замена дикстрона в акпп

Как чистить теплообменник?

Очистка теплообменника и замена охлаждающей жидкости не представляет какой-либо сложности. При должном опыте работы и при наличии специального оборудования вы с лёгкостью сможете провести очистку теплообменника самостоятельно. Вам необходимо отключить магистраль от системы охлаждения автоматической коробки передач. Трубка охлаждения акпп может быть отключена только на неработающей машине. К патрубкам радиатора подключаются шланги от аппаратуры очистки. Через теплообменник специальным аппаратом под высоким давлением пропускается активная жидкость, которая позволяет вымывать из теплообменника продукты износа, шлаковые отложения, сгустки старого масла. После этого вам необходимо отключить аппарат очистки и подключить к патрубкам теплообменника воздушный компрессор. Под высоким давлением теплообменник просушивается, после чего его можно подключать к системе охлаждения автоматической коробки передач.

Замена трансмиссионной жидкости

Не забывайте также о необходимости смены охлаждающей трансмиссионной жидкости в коробке передач. Выполнить эту процедуру не составит какого-либо труда. Вам необходимо загнать машину на яму или эстакаду, после чего дождаться охлаждения масла в коробке. В большинстве случаев данная работа выполняется на утро после эксплуатации авто. Открутите специальный болт, распложенный в поддоне картера коробки передач. Дождитесь полного стекания трансмиссионной жидкости. Также вам необходимо отсоединить патрубки, идущие в радиатор охлаждения акпп. Сливаем всю жидкость с патрубков и теплообменника. После этого закручиваем сливное отверстие, добавляем масло в коробку до максимального уровня, после чего заводим автомобиль. Необходимо дать машине поработать несколько минут, после чего дождаться охлаждения трансмиссионной жидкости и долить её до необходимого уровня. Данная работа может быть проведена как самостоятельно, так и силами специалистов из ремонтных мастерских. Подробнее читайте в статье «Как заменить масло в АКПП самостоятельно».

Замена масла в автоматической коробке передач

Эффективность охлаждения коробки передач во многом зависит от качества используемых трансмиссионных жидкостей. Именно поэтому не следует экономить на качестве материала и использовать не оригинальные рабочие жидкости. Каждый производитель автомобиля в сервисной документации рекомендуете или иные трансмиссионные жидкости. Лишь использование качественных технических жидкостей позволит вам обеспечить беспроблемность использования вашего автомобиля.

В прошлые и эти выходные пришлось изрядно повозится с моим хот-хетчи.

Поменял масло в двигателе. Старое масло прошло почти 8000км, почернело жутко. Предыдущий хозяин залил Mobil 0W40. Я посчитал, что для Алматинского климата будет лучше Castrol Magnatec 5W40. Вошло ровно 4,5л и осталось 0,5л на следующий раз. С работой аппаратная замена вышла 60$. Фильтр покупал сам, за 5$. Мотор стал работать лучше, масло ему понравилось.

В этот же день самостоятельно заменил фильтр салона за 5 минут. Как я понял, предыдущий хозяин его не трогал! теперь в салоне ДУЕТ! Как фильтр менять писать не буду, об этом много сказано. Цена фильтра 15$.

К моему сожалению, на расход топлива замена масла в двигателе не повлияла, как и ранее замененные свечи и чистка дросселя… Как жрала 17-18л, так и продолжала жрать.При чем показания БК и калькулятора сошлись практически один в один (17,85л на сотню). Продолжаю заливать бензин АИ-95 Gdrive от Газпром.

Читайте также: Бмв е39 система охлаждения двигателя

При замене масла в двигателе заметил небольшую течь трубки охлаждения АКПП. Вроде не серьезно, но стремно как то, а вдруг прорвет!

В этот же день поехал к ОД спросить про ремонт и замену трубок, сказали этих запчастей нет, но менеджер вошел в положение и дал контакт человека который привез мне отреставрированный комплект трубок в хорошем состоянии. Продавец сказал, что трубки привезены из-за бугра (то ли США, то ли Германия), вальцовка немецкая. Гарантия качества 100%. Артикул и изгибы совпали. Цена 55$.
Это было неделю назад.

Не было времени заменить трубки в течении недели.
Сегодня заехал на СТО. Ребята провозились около 2 часов, т.к. пришлось долго возится со стопорными зажимами этих трубок, а также демонтировать АКБ со всеми прибамбасами и подушку АКПП (из-за чего вопрос подорожал на 10$), иначе у них вытащить не получалось бы. При замене выявили, что масло в АКПП черное и подгоревшее, о чем я уже подозревал по неровной работе коробки и планировал замену масла сразу после замены трубок охлаждения. И это при пробеге 30000км! Благо рядом был пункт замены масла и рабочая жидкость ATF Dexron 6 в наличии. Но об этом чуть позже по порядку…

Читать статью  Как пользоваться АКПП: режимы работы и управление

Параллельно, пока машина остывала и мастер не мог демонтировать трубки охлаждения АКПП, решил сделать аппаратную прочистку форсунок в продолжение борьбы с расходом в 18л! Ребята сделали хорошо. «Варили» форсунки дважды, прогнали на стенде по всей программе. Фото грязных форсунок нет, но они были ужасно грязные, тупо черные! Есть фото уже чистых форсунок. Походу бензин в РК не очень… После этого движ заработал и задышал. Стрелка тахометра практически перестала дергаться, колебания можно заметить если очень хорошо приглядеться и прищурится. 🙂

В общем пока форсунки прочищались, мастер заменил трубки и доооолго провозившись таки закрепил эти чертовы стопоры! Поставили форсунки на место, я завелся и уехал оставив там 90$. 🙁

Сразу заехал по соседству в пункт замены масел. Масло в АКПП заменили за 1 час. Применяли специальный аппарат для откачки масла и другой аппарат для промывки и закачки масла. Рабочую жидкость залили ATF Dexron VI. Всего ушло около 7-8л. Эти ребята тоже матерились на стопорные кольца трубок АКПП и долго с ними возились! После замены масла машина ездит плавно, переключений АКПП практически не замечаю. Мастера сказали, что на Cruze надо масло в АКПП менять каждые 20-30тыс км пробега. АКПП больное место у них и лучше не экономить на замене масла. Цена вопроса 120$.

На выезде с СТО обнулили БК, через 5 км он показывал ср.расход 11-12л на сотню. Через 25км на парковке у дома посмотрел БК, расход был уже 13л. Надеюсь на этом показания зафиксируются или уменьшатся!

Сейчас есть пол бака бензина, выжгу этот бак и снова посчитаю расход. Если чистка форсунок не поможет, буду проверять/менять датчики воздуха и ламбда-зонды, но не успокоюсь пока не устраню эту проблему!

Магистраль охлаждения и смазки автоматической коробки передач требует повышенного внимания, поскольку жесткий, повышенный тепловой режим рабочей среды вызывает ускоренное старение ее гибких частей, которые выполнены из кордовой резины. При движении по ровной дороге, оптимальная температура трансмиссионного масла ATF должна находиться в пределах 75…85 0С. Но в дорожных пробках и при пробуксовках она может повышаться до 120 0С и выше.

Читайте также: Замена нижних сайлентблоков соболь

Первыми признаками начинающихся проблем с масляными трубопроводами, являются небольшие отпотевания на шлангах вокруг обжимных муфт. Это говорит о том, что наступила пора задуматься замене трубок охлаждения АКПП. Под воздействием высокой температуры, резина в местах соединения патрубков со шлангами теряет эластичность.

Вибрация постепенно расшатывает обжимной стык между отвердевшим участком шланга и металлической трубкой. Сначала может появиться слабое подтекание трансмиссионной жидкости в виде капель, которое затем перерастает в большую течь. Дальнейшая эксплуатация без ремонта приводит к выходу из строя всего дорогостоящего механизма автоматического переключения передач.

Заменить проблемную деталь можно следующими способами:

  1. Купить новые трубки охлаждения АКПП. Вариант идеальный, но дорогостоящий. У оригинальных запчастей, как правило, высокая цена. К тому же, если машина давних годов выпуска или редкой марки, то возможна потеря еще и значительного времени на поиски по заявке.
  2. Приобрести деталь на разборке. Положительный результат такого решения весьма сомнительный. Приобретение может оказаться выработавшим свой временной ресурс и, в скором времени, придется решать прежнюю проблему.
  3. Произвести ремонт трубок охлаждения АКПП в Москве, воспользовавшись услугами сервисных центров компании ″Техком″. Такое решение будет наиболее разумным со всех точек зрения. В этом случае Вы значительно сэкономите средства и время, и, при этом, получите деталь, которая ничем не будет отличаться от заводского оригинала.

В сервисных центрах компании трудятся высококвалифицированные авторемонтники любого профиля. Имеются работники, которые специализируются на восстановлении работоспособности именно автомобильных трубопроводов и магистралей. Для производства таких работ в их распоряжение предоставлено самое современное оборудование и материалы.

Основным видом ремонта трубок радиаторов охлаждения АКПП является замена гибких элементов. Поскольку трансмиссионная жидкость обладает повышенной химической активностью, обычные масло-бензостойкие шланги для этой цели не годятся, даже если они рассчитаны на высокое давление. Здесь нужен материал, способный противостоять не только повышенному напору, но и длительному химическому и температурному воздействию. В сервисных центрах компании имеется широкий выбор рукавов высокого давления, в которых сочетаются все необходимые свойства.

Перед заменой старого шланга на новый, поврежденный участок аккуратно снимается с металлических трубок с помощью специальных приспособлений. Предварительно наносятся метки, или изгибается шаблон, чтобы иметь возможность воссоздать исходную геометрию всего изделия. Для фиксации рукава на металлическом патрубке, применяются оцинкованные гильзы и специальные кулачковые прессы с запрограммированным усилием обжатия.

Многолетняя практика ремонта и замены трубок и шлангов охлаждения АКПП, современное оборудование и квалифицированный персонал позволяет компании ″Техком″ восстанавливать автоматические трансмиссии и старых, и современных автомобилей. Мы производим ремонт следующих марок: «Киа Соул»; «Опель Астра»; «Шевроле Круз»; «Шевроле Авео Т300»; «Фольксваген-Пассат Б5»; «Мерседес»; «Крайслер»; «Джип Гранд Чероки»; «Шевроле Орландо»; «Джип Гранд Чероки ZJ»; «Субару Импреза»; «Киа Соул дизель»; «Ховер Н5 дизель»; «Форд Фокус 2»; «Ссанг-Йонг Нью Актион»; «Ссанг Йонг Рекстон»…

Режим работы отдела: с 9:00 до 23:00, ежедневно. Справки по телефонам (499) 426-01-56, (499) 426-01-66

https://1kauto.ru/trubki-ohlazhdeniya-akpp-ustrojstvo-princzip-raboty-i-osobennosti/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх