Вариатор, DSG или автомат: достоинства и недостатки
Сложно сказать, что лучше — DSG и автомат, ведь ручки трансмиссии в салоне почти не отличаются. На практике ДСГ имеют меньший размер, быстрей работают и экономичны по цене. Классическая АКПП выделяется большим ресурсом, проста в ремонте и настройках.
Перед покупкой Volkswagen Golf, Skoda Rapid 1.4 TSI, Hyundai Solaris 1.6 или других авто должен знать особенности разных трансмиссий и уметь сделать выбор.
Как определить какая КПП установлена на авто
Автовладельцы-новички часто не видят разницы между ДСГ и автоматом. Им лучше использовать следующие пути:
- уточнение информации у дилера;
- отправка запроса производителю;
- обращение в сервисное СТО;
- проверка по марке автомобиля с помощью таблички на двигательном отсеке или корпусе автомата;
- использование специальных сайтов для определения типа трансмиссии по VIN-коду.
Более опытные пользователи могут определить ДСГ по ряду характерных признаков:
- наличие в подкапотном пространстве крышки из металла, имеющей черный цвет и внешне похожей на поддон (скрывает мехатроник);
- установка прямоугольного теплообменника и масляного фильтра на КПП;
- быстрое переключение скоростей при движении;
- минимальный откат машины вперед при переводе ручки ДСГ в позицию «Р» (актуально при нахождении авто под уклоном).
Гидромеханическая коробка передач
К категории гидромеханических автоматов относятся планетарные трансмиссии, которые соединяются с силовым агрегатом через гидравлический трансформатор. Раньше планетарные ряды переключались на гидромеханическом, а сегодня на электронном принципе совместно с ЭБУ. С развитием технологии увеличивается и количество ступеней.
4-ступенчатые гидромеханические автоматы постепенно отходят в прошлое из-за толчков при разгоне и большом расходе топлива. Желательно, чтобы количество скоростей было не меньше 6, к примеру, как в Rio или Solaris. Такие автоматы лучше: они экономичные и обеспечивают плавное переключение.
Плюсы | Минусы |
Проверенная и простая конструкция | Сравнительно низкий КПД |
Возможность установки на авто с большим моментом двигателя | Большая себестоимость |
Сохранение качеств даже при длительной буксировке | Толчки при переключении скоростей |
Простая настройка |
Роботизированная коробка передач или DSG
Дискуссии по поводу разницы между коробкой роботом и ДСГ не утихают. Они касаются качества, особенностей ремонта и обслуживания, себестоимости и надежности. Для лучшего понимания нужно рассмотреть каждый вариант подробнее.
Чем отличается «мокрая» DSG от «сухой»
Коробки передач ДСГ выпускаются в 2 версиях — с 6-ю и 7-ю передачами. В первом случае применяется «мокрое» сцепление. Его особенность в том, что основные элементы «плавают» в масле, постоянно смазываются и охлаждаются. Второй вариант DSG с 7-ю ступенями лучше и относится к категории «сухих».
Отличие состоит в меньшем количестве масла и большей надежности. Такие автоматы ставятся на машины с мощными силовыми агрегатами. Недостатком «сухих» ДСГ считается меньший ресурс.
В обоих случаях можно выделить ряд слабых и сильных мест DSG, позволяющих определить, что лучше.
Плюсы ДСГ | Минусы ДСГ |
Экономичность | Нет возможности устанавливать программу |
Меньший расход масла | Сложность приспособления к динамике |
Увеличенный срок эксплуатации | Рывки при переводе селектора |
Ручной режим работы |
Робот с одним сцеплением
Простая версия автомата, которая пока имеет приверженцев. Отличается большей надежностью и комфортом в сравнении с гидромеханикой. Работает на стандартном механическом принципе с той разницей, что переключение делает блок управление, а сцепление почти не изнашивается.
Впервые такой тип КПП был применен в Италии в середине 2000-х годов. Сегодня такой автомат устарел, имеет плохой разгон и не очень хорош при движении в пробках. Поэтому лучше выбирать другие варианты.
Плюсы | Минусы |
Сравнительная надежность | Небольшой откат назад при нахождении ручки в позиции «Р» |
Простота ремонта | Медленная реакция на команды водителя |
Большой ресурс сцепления | Рывки при изменении передач |
Много масла в сравнении с вариатором | Размыкание сцепления при подъеме в гору из-за чрезмерного нагрева |
Робот с двумя сцеплениями
Устанавливается на многие машины марок Мерседес Бенц, БМВ, Форд, Мини, Фольксваген, Ауди и других. Пришла на замену устаревшего автомата с одним сцеплением и значительно лучше его.
Имеет 2 первичных вала, каждый из которых отвечает за четные и нечетные скорости. При движении на 1-й скорости запускается 2-й вал, обеспечивающий более быстрое вращение в течение нескольких миллисекунд. Заметить такой переход почти невозможно, поэтому рывков при переходе не замечается.
Плюсы | Минусы |
Высокая скорость переключений | Большая себестоимость |
Максимальный комфорт при движении | Низкая надежность блоков управления |
Быстрый разгон | Меньший ресурс для «сухих» сцеплений |
Минимальный расход бензина |
Вариаторы
Кроме ДСГ и роботизированных автоматов, имеются вариаторные КПП. Их особенность состоит в особой конструкции, представляющую собой 2 вала с зафиксированными на них конусами в виде дисков. Валы объединяются с помощью ремня или цепи, что позволяет плавно менять передаточное число и ехать без рывков.
Для сохранения ресурса трансмиссии лучше следить за уровнем рабочей жидкости и не допускать перегрева.
Вариатор клиноременной
Самый популярный тип вариаторного автомата, предусматривающий клиноременной принцип. Его суть состоит в передаче момента вращения с помощью толкающего ремня. Элементы в виде трапеций надеваются на ленту и обеспечивают вращение конусов.
Параллельно используется стандартный гидравлический трансформатор с блокировкой. Такой вариант лучше с позиции цены ремонта.
Вариатор клиноцепной
Главным отличием является применение цепи, обеспечивающей вращение конусов. Конструктивно состоит из пластин, объединенных между собой специальными осями. В их функции входит передача крутящего момента.
В некоторых авто возможно применение пакета сцеплений и 2-массового маховика на замену гидравлическому трансформатору. Вариант с цепью лучше с позиции надежности.
Плюсы | Минусы |
Плавные переключения | Меньший ресурс — до 150 000 км |
Низкая цена | |
Простота конструкции |
Что выбрать в зависимости от дорожных условий и стиля вождения
При выборе автомобиля необходимо смотреть на тип трансмиссии, который на нем установлен — ДСГ, автомат или вариатор. Кратко рассмотрим особенности сравнения.
Вариатор или автомат: что лучше
Оба варианта хороши и имеют преимущества. Вариатор выбирают автовладельцы, которые хотят получить большую плавность хода, экономию топлива и высокий КПД. Для сравнения обычные автоматы просты в обслуживании, надежны и легки в управлении. Окончательный выбор зависит от целей и задач, которые преследует автовладелец.
Какая коробка лучше: АКПП или DSG
Выше мы рассмотрели, как отличить DSG от автомата и разобрали его особенности. Если стоит выбор между двумя трансмиссиями, нужно помнить следующее: ДСГ объединяет преимущества «механики» и АКПП. На производство таких трансмиссий идет меньше денег, что влияет на цену автомобиля.
ДСГ обеспечивает плавность переключения, отличный КПД, минимальный расход и хорошую динамику. По ресурсу выигрывают автоматы на гидравлических трансформаторах. С ними меньше проблем в обслуживании, что актуально на больших пробегах. При этом на вторичном рынке машины с ДСГ пользуются меньшим спросом.
Что лучше: робот или вариатор
Вариаторная КПП является одним из видов АКПП, а роботизированная ближе к МКПП. Если предпочтение отдается комфорту, лучше выбрать вариатор.
Если цель надежность при поездах по плохим дорогам и езде на больших скоростях, рекомендуется робот. В любом случае стоит опробовать каждую из трансмиссий перед покупкой.
АТ или АМТ: что лучше
Выбрать между обычным автоматом и роботом трудно. Первый отличается дешевизной, доступностью и большим сроком службы, а роботизированная КПП обеспечивает больший комфорт, меньший расход топлива и продление ресурса сцепления. Из-за сложности изготовления такие трансмиссии, как и ДСГ, имеют большую цену.
Как узнать, ДСГ или автомат стоит на «Фольксваген Джетта»
ДСГ создавали как компромисс между простой и надежной механикой и комфортной в управлении автоматической КПП. Производителям удалась коробка с хорошей динамикой разгона, незаметным переключением передач, высоким КПД из-за отсутствия гидротрансформатора.
Россияне высоко ценят немецкие автомобили: на вторичном рынке надежные и качественные машины быстро обретают владельцев. Но часто возникают ситуации, когда покупатели, не зная, как отличить ДСГ от автомата на «Фольксваген Джетта», оказываются обманутыми. Будущим собственникам стоит изучить тему, чтобы не купить кота в мешке.
Какие коробки ставили на «Джетту»
Мир неуклонно переходит на автоматическую трансмиссию (АТ): 80% европейцев и почти 90% американцев ездят на автоматах. Большинство россиян (52%) пока выбирают старую добрую механику. Однако армия поклонников АКПП постепенно растет и в нашей стране.
АТ представлена классическими автоматами, роботизированными и вариативными установками, преселективными КПП. Производители коробок для простоты взаимодействия автовладельца с коробкой выполняют агрегаты внешне схожими. Более того, рычаги селекторов, консоль переключения передач в салоне и основные режимы однотипны.
DSG на «Фольксваген Джетта»
С первого взгляда проблематично определить, ДСГ или автомат на «Джетте». Две коробки отличаются по ресурсу, техническим характеристикам, стоимости обслуживания, что сказывается на конечном ценнике автомобиля. Поэтому вопрос требует детального изучения.
АКПП
«Фольксваген Джетта» – автомобиль-долгожитель: марка держится на рынке более 40 лет. Теперь трудно отыскать машину первого поколения 1979 года. На ней был установлен автомат под индексом 010. Трехступенчатую коробку, работавшую в паре с 2,2-литровым двигателем, давно сняли с производства.
Ее заменила в 3-4-й генерациях модель 096 с рабочим объемом масла 5,3-5,6 л. Запасные части (комплекты поршней, кабели гидравлического блока управления) отыскать пока не трудно, а отремонтированный узел переживает не один двигатель.
В 1991 году «Джетты» стали комплектовать трансмиссией 01M. Это собственная разработка немецкого автоконцерна VAG, которую используют до сих пор. Водители называют коробку «легендарной», «не убиваемой».
В поздних моделях ставили JF506E – японскую 1999 года разработку компании Jatco. Коробка агрегатируется с моторами от 1,8 л до 3,8 л.
Все автоматические трансмиссии при аккуратном обращении служат до 200 тыс. км на спидометре.
РКПП
Интересный исторический факт: подобие роботизированной коробки инженеры пытались создать еще на заре автомобилестроения. Но из-за слабых технологий попытка удалась только в 1957 году, да и то единственный экземпляр остался как опытный образец.
Полноценную РКПП разработали на заводе VAG в 2003 году. «Джетту» ею стали комплектовать в 2005 году. Это 7-диапазонный преселективный робот, получивший название DSG 7.
Чем отличаются АКПП от РКПП
ДСГ создавали как компромисс между простой и надежной механикой и комфортной в управлении автоматической КПП. Производителям удалась коробка с хорошей динамикой разгона, незаметным переключением передач, высоким КПД из-за отсутствия гидротрансформатора.
«ДСГ» на «Фольксваген Джетта»
Но ресурс оказался на 30-50% ниже классической АТ, настройки режимов – сложными, отдельные узлы – ненадежными. По этим причинам «Джетты», снабженные РКПП, уходят с рук хуже. Продавцы, чтобы выиграть в стоимости, скрывают факт установки DSG, прибегают к хитростям: меняют селектор на обычный рычаг АКПП, убирают шильдик DSG с ручки селектора, перетягивают последнюю кожей. Отличить ДСГ от автомата на «Джетте» в этих случаях становится невозможно. Небольшой ликбез поможет вам не попасться на уловки недобросовестных продавцов.
Принцип работы
Обе коробки делают одинаковую работу – автоматически изменяют передаточные числа, то есть переключают скорости без участия владельца.
В основе сложной конструкции классической АКП лежит конвертер крутящего момента – гидравлический трансформатор, который заменяет традиционное сцепление. К гидротрансформатору идет планетарная коробка для ступенчатого, сглаженного, переключения скоростей. Водитель практически не чувствует момент повышения или понижения передач.
ДСГ – роботизированная коробка, прогрессивный вариант, за которым автопроизводители видят будущее трансмиссий. DSG фактически представляет собой механическую коробку, но переключением передач в ней заведует ЭБУ двигателя и исполнители – сервомеханизмы (актуаторы). Такие КПП еще называют полуавтоматическими.
Внешний вид DSG на «Фольксваген Джетта»
РКПП могут быть с одним или двумя сцеплениями. Первый — однодисковый тип — менее удачный. На «Фольксвагене Джетта» стоят аппараты второго вида – преселективные коробки. Для простоты понимания представьте, что в одном картере находятся две механические коробки: одна имеет вал с четными, вторая — с нечетными трансмиссиями. Когда одна передача включается, вторая уже наготове.
Надежность
Обычная автоматическая трансмиссия, изобретенная практически сразу после механики, проверена временем и отличается надежностью.
К роботу не было бы претензий, но сцепление и исполнительные механизмы (актуаторы) еще требуют серьезных доработок. Первое приходит в негодность на 50-60 тыс. км пробега, а актуаторы служат 80-90 тыс. на спидометре. Есть еще одна проблема с ДСГ: автоматика в роботизированных моделях «не умеет» учитывать степень износа сцепления, поэтому каждые 20-25 тыс. км требуется адаптация.
Выходит, что по параметрам «надежность» и «классика» — автомат впереди. Этим и объясняется желание продавцов подержанных машин скрыть установленный робот.
Стоимость обслуживания
Обслуживать АКПП дешевле. Сложный узел состоит из механической, гидравлической и электронной частей. Цена ремонта прямо пропорциональна пробегу. Но, если речь идет о профессиональной диагностике и капитальном восстановление коробки, готовьтесь выложить не менее 25 тыс. руб. Каждый ремонт сопровождается заменой дорогостоящего масла – это еще 6 500-7 000 руб.
Роботы становятся все надежнее: выпущенные после 2014 года, они вызывают меньше нареканий пользователей. Механическая часть коробки наиболее надежная, но любой перегрев при экстремальном вождении может рано вывести сцепление из строя, за ремонт официальные дилеры просят от 50 тыс. руб.
Ресурс мехатроника (электронно-гидравлический блок РКПП) производители заявляют до 100 тыс. км пробега. На практике он «сдается» раньше, а реставрация обходится, в среднем, в 80 тыс. руб. Всегда прибавляйте к ценнику стоимость расходных материалов и адаптации электроники.
Как отличить машину с АКПП от машины с РКПП
Ремонт коробок пугающе дорогой. Но есть простые правила эксплуатации, которые помогают отсрочить большие денежные траты. Исключите спортивную манеру вождения, пробуксовки, перегрев коробки, и тогда проблема, как отличить ДСГ от автомата на «Джетте», станет не столь актуальной.
По ВИН-коду
Тип КПП можно определить по уникальному 17-значному коду, который производители стали присваивать машинам в 1980 году. Точную информацию о комплектации, двигателях и трансмиссии изменить невозможно.
Зашифрованные в VIN-коде данные помогут при покупке авто с рук: будущий собственник узнает, действительно ли он берет то, что намеревался. Этикетка с кодом находится под лобовым стеклом со стороны водителя.
По документации
Технический паспорт прилагается к каждому автомобилю. По документам VW Jetta определить, автоматом или DSG укомплектована машина, не составляет труда. Но развеять подозрения, что коробка не соответствует заявленной в технических бумагах, можно, заглянув под капот.
Здесь, на КПП, вы обнаружите металлическую черную крышку, похожую на поддон. Она прикрывает мехатроник коробки DSG. На машинах с классической АТ такой крышки нет.
По поведению на дороге
Тут потребуется тест-драйв. Под ногами две педали – ясно, что перед вами одна из автоматических трансмиссий.
Если это исправная классическая АКПП, переключения передач будут плавными и незаметными, звук мотора – ровным. Следите за тахометром, как растут и падают обороты при переключении скоростей.
Робот или автомат на «Фольксваген Джетта»?
Робот выдаст себя ощутимыми, порой, резкими переключениями передач. В ДСГ с двумя сцеплениями эти ощущения несколько нивелированы, но «механическую» составляющую опытный водитель почувствует сразу.
Можно ли отличить машину с АКПП от машины с РКПП по внешнему или внутреннему виду, или типу/мощности мотора
Экстерьер автомобиля не расскажет, что у него под капотом. Однако открыв крышку последнего, обратите внимание на форму теплообменника, который стоит на крышке коробки. Если элемент прямоугольный – перед вами ДСГ, круглый – вы видите классическую АКПП. Еще отличие – рядом с теплообменником РКПП стоит масляный фильтр, который вы не обнаружите на обычной автоматике.
Читайте также: «Фольксваген Джетта»: плюсы и минусы, особенности модели и отзывы автовладельцев
По форме ручки селектора можно определить тип КПП: для коробки с двумя сцеплениями селектор может выглядеть, как джостик. Но деталь часто подменяют, срывают фирменную шильду, поэтому полагаться на внешний вид консоли и селектора не стоит.
ДСГ бывает 7-скоростная, АКПП – 6-ступенчатая, что стоит учитывать при определении типа трансмиссии. Мощность двигателя, марка силовой установки не помогут идентифицировать коробку: на многих моделях «Фольксваген Джетта» могут стоять и привычные АТ, и роботизированные механизмы с двумя сцеплениями.
https://akpp.guru/ustrojstvo/dsg-ili-avtomat-chto-luchshe